Когда экспортный потенциал АПК Казахстана станет реальным воплощением?






Когда экспортный потенциал АПК Казахстана станет реальным воплощением?

Что сдерживает развитие сельского хозяйства Казахстана, напрямую связанного с перспективами роста экспорта продукции? Есть множество как объективных, так и субъективных факторов, отмечает эксперт ИА «Казах-Зерно». Один из них - удаленность Казахстана от мировых емких центров потребления сельскохозяйственной продукции. Это связано с географическим, глубоко континентальным расположением страны и отсутствием доступа к мировому океану, а значит к наиболее дешевым морским перевозкам. По сути, аграрии работают на содержание железных дорог Казахстана и приграничных государств, оплачивая дорогу своих грузов до экспортных терминалов морских и сухопутных. При этом экспортные товары имеют крупнотоннажный и крупногабаритный формат, что еще более увеличивает транспортные расходы экспортеров. Но об этом позднее. Попробуем разобраться, исходя от общего к частному казахстанскому случаю.
Борьба за добавленную стоимость и рабочие места
Мир, производственные отношения и международное разделение труда, в том числе в сфере АПК меняются на глазах. Уклад производства во все большей степени переходит в виртуальное, цифровое пространство. Технологии производства, распределения и потребления устаревают быстрее, чем доходят до стадии их широкого применения. Борьба за тающие мировые ресурсы, в том числе такие, казалось бы, безграничные как вода, пашни, леса и полезные ископаемые только обостряется.
Страны конкурируют между собой за доли в мировом производстве продукции. Это обеспечивается производством высокотехнологичных товаров массового спроса. Ведь именно от этого зависит процветание или прозябание отдельных государств. Компании и страны ведут борьбу за уровень добавленной стоимости в своем продукте и соответственно за высокотехнологичные рабочие места в своей стране. Это видно по росту протекционистских тенденций в мире, по обострению торговых войн и практики экономических санкций, которые уже стали обыденным явлением в мировой практике 21 века.
В 20 веке международный капитал в лице транснациональных компаний стал выводить производства или их наиболее трудозатратные сегменты в третьи развивающиеся страны с целью увеличить или оптимизировать свою прибыль. С точки зрения этих компаний, которых долгосрочные перспективы экономик стран, где они находились, волновали меньше размеров своих прибылей, это удешевляло производство. Труд в развивающихся странах стоил дешево, а технологии, упрощенные и доведенные до совершенства, позволяли использовать низкоквалифицированную рабочую силу. Это принесло взрывной эффект в повышении доходов транснациональных компаний. На их счета потекли прибыли от неэквивалентной оплаты труда, а сам монотонный и энергетически затратный труд остался в развивающихся странах. Это был очередной, более изощренный способ извлечения прибавочной стоимости со времен использования рабского труда.
Сейчас ситуация меняется. Американский президент Дональд Трамп пытается возвратить отечественное производство, раскиданное в свое время по всему миру, к себе на родину. Желание возвратить рабочие места американцам и вместе с ними и результаты их труда в страну, вполне понятно. С этой же целью многие государства реализуют программы импортозамещения, а с другой стороны поддерживают разными методами отечественный экспорт.
За морем телушка полушка, да рубль перевоз
Но развивать экспорт не так уж легко. Кроме чисто производственных, технологических и иных проблем, на пути развития экспорта стоят логистические задачи. В настоящее время мало произвести товар, даже самый конкурентоспособный по цене и по качественным параметрам, надо его еще доставить до места потребления. Фактор удобной и дешевой транспортировки остается немаловажной составляющей стоимости любого продукта, так сказать на базисе конечного потребителя. Древняя пословица «За морем телушка полушка, да рубль перевоз» остается актуальной и сейчас.
Чем ближе товар к потребителю, тем он дороже. Чтобы протащить тонну зерна из региона зернового пояса Казахстана до емких рынков ее потребления, в частности, например, до черноморских портов, включая погрузки и разгрузки, нужно затратить от 60 до 80 долларов, а то и более того. Для сравнения: перевозка зерна из портов Черного моря морским путем до потребителя в Египте стоит всего около 17 долларов за тонну.
Но и это еще не все. На рынке потребления нужно преодолеть среди потребителей уже сложившиеся ранее потребительские предпочтения и убедить их, что именно ваш товар самый лучший. Лучший способ убеждения - цена при относительно равных качественных и других характеристик. Но, даже если этот вопрос решен, ценовой аргумент не является достаточным. Требуются достаточно продолжительные и дорогостоящие усилия в маркетинге товарных позиций по продвижению продукта. Необходимо достучаться до сознания потребителей и создать у них новые предпочтения. Много ли сделано Казахстаном в этом направлении? Как раз сейчас идет крупнейшая мировая сельскохозяйственная выставка в Берлине – «Зеленая неделя». Казахстан участвует в ней впервые.
Сельхозпроизводителей призывают к повышению конкурентоспособности, фактически к увеличению рентабельности своего производства. Надо отдать должное отечественным аграриям. В этом плане в последние годы сделано не мало. На порядок повысилась урожайность зерновых культур, наиболее зримый показатель повышение конкурентоспособности производства. А урожаи зерновых культур уже который год на достаточно высоком уровне и все меньше зависят от неблагоприятного погодного фактора, так называемых условий рискового земледелия.
Но и другие отрасли, обслуживающие сельское хозяйство прямо или косвенно, не стоят на месте. Стоимость их товаров и услуг растет. И эту возрастающую стоимость вновь приходится оплачивать, снижая доходность и рентабельность своих производств.
Сельское хозяйство в Казахстане имеет экспортную направленность. Внутренний рынок слишком мал, чтобы обеспечить инвестиции в аграрную сферу на должном уровне. Сравнительно малочисленное население разбросано на огромной территории, что само по себе даже внутри страны создает дополнительную транспортную нагрузку по доставке продовольственных товаров. Сейчас счетчик статистики РК показывает примерно 18,5 млн. человек. Это меньше, чем во многих отдельно взятых азиатских мегаполисах. Недаром, рынок Азиатско-Тихоокеанского региона является наиболее емким и считается наиболее перспективным.
Около половины от зерновых урожаев в Казахстане каждый год вывозится за пределы республики либо в натуральном виде, либо в переработанной субстанции, в основном в виде муки. Экспортный рынок во многом и определяет ценообразование зерновых культур, и внутренний рынок во многом зависит от внешней конъюнктуры. Но денежная составляющая этого экспорта оставляет желать лучшего. Мало того, что импорт превышает объем экспорта, он еще и более грузоподъемный, чем импорт.
Сколько стоит экспорт и импорт
Казахстан продолжает занимать в структуре международного разделения труда в АПК незавидные позиции. Экспортный потенциал казахстанской продукции сельского хозяйства так и остается во многом в этом потенциале и никак не может обрести реальные объемы и денежные значения. Согласно данным агентства статистики РК, объем продукции животноводства, растениеводства и готовых продуктов питания в структуре экспорта Казахстана составляет малую долю.
Страна по-прежнему живет тем, что ей удается выкачать или выкопать из земли, хотя структура экспорта постепенно диверсифицируется. Около 75% всего казахстанского экспорта приходится на минеральные ресурсы, из которых примерно 70% составляют топливно-энергетические продукты - нефть, газ, уголь и продукты самой первичной переработки этих продуктов.
Казахстан экспортирует товары высокого уровня передела и готовой продукции в малом объеме. Значительную часть экспорта Казахстана занимают металлы, но, опять же, в подавляющем объема в виде сырья – проката, литья и других полуфабрикатов. Готовые товары, сделанные из этого металла, занимают в экспорте еще меньшую долю, чем продукция сельского хозяйства. На машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты приходится всего примерно 1,5%. Сравните с импортом этих же товаров – это около 40% в общем объеме импорта.
Но вернемся вновь к АПК. Возьмем 2017 год, по которому итоги экспорта и импорта РК представлены в более полной мере. За этот период из Казахстана, по данным Комитета статистики РК, было экспортировано 4118939,9 тонн товаров различного продовольствия, а импортировано 7383299,3 тонн продовольствия. Импорт в товарном выражении превысил экспорт в 1,8 раза. В денежном эквиваленте международной торговли превышение объема импорта над экспортом оказался еще более значимым – в 2,43 раза. Экспорт – 1241475 тыс. долларов США, а импорт - 3012862,2 тыс. долларов.
О чем говорит это превышение? О том, что Казахстан экспортирует продовольственные товары более емкие по объему и весу малого передела, либо вообще в натуральном необработанном виде в качестве сырья. Импортирует, наоборот менее габаритную продукцию, но более емкую в денежном наполнении с высоким уровнем обработки, передела и добавленной стоимости.
Если считать дальше, то получается, что одна тонна казахстанского продовольственного экспорта стоит 301,4 доллара, а цена тонны продовольственного импорта 408 долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Источник: http://kazakh-zerno.kz
Категория: Зарубежные новости | Добавил: hellmann (22.01.2019) Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
All Right Reserved. Copyright: poultrysite.ru ™ © 2000 - 2024.
Поддержка сайта: Ринат Мустаев admin@poultrysite.ru
Подписка на рассылку: новости птицеводства и сельского хозяйства
Проверить тИЦ и PR
Top.Mail.Ru
Рассылка-Птицеводство
Правильный CSS!
Информация с новостных сайтов, публикуется согласно авторского права
с активной гиперссылкой на сайт первоисточника